Церковь Жен Мироносиц, адрес: г. Великий Устюг, Коммуны пл., 15


Объект культурного наследия федерального значения «Церковь Мироносицкая, 1723 г.»

   Церковь расположена на небольшом расстоянии от церкви Сретения. Она являлась теплой церковью прихода, все памятники которого занимали южную сторону обширной площади. Церковь представляет собой сильно вытянутое с востока на запад двухэтажное сооружение.  Все помещения обо-их этажей строго симметричны относительно продольной оси. Основной второй этаж церкви состоит из квадратного храма с более узкой апсидой. Она представляет собой единый объем с трехчастными полукружиями /центральное полукружие чуть шире боковых/. С запада к храму примыкает квадратная трапезная. Далее по оси расположено большое крыльцо. Нижний этаж церкви занят примерно равновеликими изолированными помещениями хозяйственного назначения. Четверик храма несколько возвышается над равными по высоте апсидой и трапезной. Он несет пять глав на круглых в плане глухих барабанах. Эти особенности планировочной и композиционно-пространственной структуры памятника несмотря на архаичное завершение предвосхищают направление культовой архитектуры Устюга XVIII века.
   Все помещения первого этажа изолированы и имеют сводчатые пере-крытия. Вытянутые помещения под храмом и апсидой перекрыты коробовыми сводами с лотками с торцевых сторон. Оконные и дверные проемы расположены только с южной стороны, лишь у апсиды еще одно окно устроено в центральном полукружии. Над окнами и дверями расположены распалубки. Четыре одинаковых квадратных помещения под трапезной перекрыты сомкнутыми сводами. Помещения под лестницей с коробовыми сводами. В стенах первого этажа устроены многочисленные ниши. Полы во всех помещениях дощатые или земляные, стены и своды побелены.
   На второй этаж попадают по широкой лестнице крыльца. Храм и апсида церкви перекрыты полусомкнутыми сводами. Над всеми окнами алтаря размещены глубокие распалубки. Храм связан с апсидой тремя проемами с арочными перемычками, центральный проем несколько больше боковых. Аналогично храм сообщается с трапезной, но здесь проемы имеют четверти и откосы. Трапезная перекрыта сомкнутым сводом. Над всеми проемами трапезной устроены распалубки. Окна и двери обоих этажей церкви имеют трехцентровые перемычки (иногда близки к арочным) проемов и откосов. Верхняя площадка крым. А перекрыта крестовым сводом. Между столбами крыльца перекинуты арки. Над лестницей устроен ползучий коробовый свод, нижняя площадка перекрыта коробовым сводом с глубокими распалубками. Полы храма, алтаря и трапезной ныне дощатые, пол трапезной частично набран из квадратных белокаменных плит 50x50 см. Полы лестничных площадок и лестница деревянные. Декор фасадов памятника в основном выдержан в традициях архитектуры ХУЛ века. Стены первого этажа декорированы широкими лопатками, лишь между алтарными полукружиями поставлены полуколонны.
   Оконные проемы лишены наличников, окна обрамлены наружными откосами с трехцентровыми перемычками. Все двери и окна первого этажа сохранили створки и ставни из листового кованого железа на клепках. Цоколь, завершающийся рядами из лекального кирпича, на пилястрах раскрепован. На уровне межэтажного перекрытия пропущен также раскрепованный фриз из лекального кирпича.
   Стены церкви украшены тройными полуколоннами, расположенными на углах объемов. Полуколонны поддерживают многообломный карниз из лекального кирпича, выше которого стена украшена полуциркульными кокошниками. Окна всех объемов церкви обрамлены близкими по рисунку наличниками, различающимися пропорциями. Наличники храма и трапезной более вытянуты по сравнению с наличниками апсиды. Перспективные прямоугольные обрамления оконного проема фланкированы полуколонками, база которых покоится на консолях из фасонного кирпича. Консоли соединены фризом из лекального кирпича. Колонки поддерживают фриз-сандрик, раскрепованный над ними. Выше расположен сложный фронтон, образованный круто развернутыми волютообразными завитками. По оси фронтона находится "навершение" из фасонного кирпича, на апсидах и трапезной оно врезается в карниз. Глухие барабаны широко расставленного пятиглавия покоятся на кубических постаментах, завершенных кирпичным карнизом. В основании барабанов находятся кокошники, чуть выше пущен валик. Между колонками аркатурно-колончатого пояса по странам света располагаются вытянутые прямоугольные ниши. Барабаны завершены карнизом из лекального кирпича. Венчающие главы с перехватом и юбкой однотипны и различаются лишь размерами - центральная несколько больше. Юбки глав с подзорами из кровельного железа, юбка северо-восточной главы сохранила ажурный картуш из просечного железа (некогда такие картуши украшали юбки всех глав). Главы завершены четырехконечными крестами с сиянием в средокрестии. Верхняя ветвь крестов увенчана короной. Четверик храма покрыт четырехскатной пологой кровлей, аналогичные скаты крыши имеют трапезная и алтарь.
   Самой выразительной частью памятника является большое, богато декорированное, крыльцо. Пилоны нижнего рундука крыльца начинаются квадратными постаментами с ширинкой и изразцом в ней. Постаменты расположены чуть выше цоколя. Над фризом пилон имеет восьмигранную в плане форму. На пилоны, завершенные карнизом из лекального кирпича, опирается широкая арка с обломными архивольтом. Чуть глубже в этой арке устроена двойная арка с висячей гирькой. По оси двойной арки расположены квадратные киоты. Очень богато декорированы парапеты лестницы крыльца. Они украшены ромбовидными обломными ширинками с изразцами. Ползучая арка лестницы имеет архивольт из лекального кирпича. Верхний закрытый рундук крыльца сплошь покрыт квадратными ширинками с изразцами. Он освещен окнами, не имеющими наличников. Великолепен антаблемент, опоясывающий все объемы крыльца, его архитрав сплошь забран изразцами, а многообломный карниз состоит из рядов лекального кирпича. Интересно, что изразцами украшено только крыльцо церкви. Все изразцы квадратные, рельефные и полихромные. На южном фасаде они с традиционным растительным орнаментом и птицами. На северном фасаде крыльца в антаблементе имеются уникальные сюжетные рельефные изразцы в барочном картуше-рамке.
   Все наружные стены памятника, а также стены и своды в интерьере побелены по известковой обмазке. В помещениях церкви в нижней части стены окрашены масляной краской. От деревянной лестницы крыльца сохранились марши с "мощными" ступенями, в косоурах видны пазы для балясин. В трапезную ведет великолепный перспективный портал с обломами лекального кирпича. Цоколь и фриз в основании архи вольта, включающие детали из фасонного кирпича, крепуются на обломах. Внешние полуколонки портала перехвачены жгутами-валиками с дынь кой посередине. За внешними дверями, обшитыми листовым железом на клепках, сохранились прекрасные двустворчатые филенчатые двери с расстекловкой в верхней части. Интересно, что в плане они имеют криволинейную вогнутую форму.
   Церковь построена из большемерного кирпича 28x15,5x7,5 см (10к+10шв=90-93 см) на известковом растворе с затиркой швов под побелку. В кладке применены металлические связи сечением Зх6 см.
   Основные габариты церкви: длина с крыльцом 45 м, ширина по трапезной 14 м.
   Предалтарный иконостас столярный, четырехъярусный, выкрашен¬ный белой краской и по архитектуре современный построению храма. В нем ярус от яруса отделяются небольшими карнизами, под коими фризы накладной резьбой. В средине иконостаса во всех ярусах вместо колонн резные витые столбцы, изображающие виноградные лозы с висящими гроздями. Между прочими образами накладная резьба. Карнизы и резьба золоченые.
   Стены и своды во всех отделениях храма украшены живописью, которая как неоднократно была нановляема, ныне не отличается художественной отделкой. В церкви на своде изображено Коронование Божьей Матери, на стенах события из Евангельские, в простенках и откосах окон разные Святители.




НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:


Логотип

160000, г. Вологда, ул. Козленская, 8

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на dio.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@cit.gov35.ru