Усадьба Чебаевского (Аленевых-Поповых), адрес: г. Великий Устюг, Советский пр., 58, 60, ул. Красноармейская, 5


  Объект культурного наследия федерального значения «Усадьба Чебаевского (Аленевых-Поповых), XIX - нач. XX вв.»

   Флигель

   Одноэтажное кирпичное, оштукатуренное здание выстроено в стиле зрелого классицизма в первой трети XIX в. Вытянутый в глубину участка объем под двускатной кровлей имеет неправильную конфигурацию в плане с непрямыми углами. Флигель является неотъемлемым элементом единого фронта застройки усадьбы вдоль улицы Красноармейской. Воротами он соединен с домом. Главный (южный) фасад выходит на красную линию улицы. Редкий для Великого Устюга образец флигеля крупной купеческой усадьбы в стиле зрелого классицизма, ориентирующегося в своей архитектуре на «образцовые» проекты начала XIX в.
   Главный и боковой, обращенный во двор, фасады обработаны на две трети высоты ленточным рустом, завершенным профилированной тягой и расчленены арочными нишами с архивольтами, в которые вписаны проемы. На главном фасаде – симметричная композиция с тремя арочными окнами, завершенная треугольным фронтоном. Асимметричная композиция бокового (восточного) фасада включает шесть проемов, распределенных неравномерно. Три окна в северной части фасада устроены с более частым ритмом. Три проема южной части, включая входной в центре, расположены более разреженно. Вход оборудован крыльцом. Лестница крыльца находится в ограниченно-работоспособном состоянии. Торцевой дворовый фасад скрыт в значительной мере пристройкой.

      Здание склада

  Здание склада для товаров было сооружено в 1899 г., когда усадьбу купил купец М.Чебаевский. В 1918 г. оно было переоборудовано под кинотеатр «Паризнана», который в 1920 г. был закрыт. В 1920-х гг. здание было перестроено для нового кинотеатра «Октябрьский», переименованного вскоре в клуб имени Виноградова и открывшегося в 1927 г. В это время со стороны проспекта была сооружена пристройка, в первом этаже которой разместился вестибюль, кассы и гардеробные, а во втором – контора, читальный зал и аппаратная кинотеатра. Здание склада расположено в глубине участка усадьбы, вытянуто вдоль северной его границы. На красную линию проспекта выходит главным (восточным) фасадом пристройка кинотеатра. Выстроенное из кирпича в формах эклектики здание имеет в своей первоначальной части один этаж, в пристройке – два. Прямоугольный в плане, сильно вытянутый объем ориентирован по оси «запад-восток».
  Первоначальный объем на южном фасаде прорезан чередующимися широкими входными проемами и парами окон. Все проемы имеют лучковые перемычки. Северный фасад – глухой. Восточный фасад пристройки решен как парадный фасад обновленного здания, приобретшего новую функцию (кинотеатр). Его симметричная композиция в пять осей расчленена междуэтажным карнизом и поэтажными филенчатыми пилястрами. Нижние проемы – прямоугольные, чередуются два крупных входных проема и  три окна. Окна оформлены рамочными наличниками с сандриками-полочками. Арочные окна второго этажа обрамлены нарядными наличниками с фигурными фартуками. Три средних оси подчеркнуты завершающим фасад парапетным аттиком с треугольным фронтоном в центре и тумбами по углам. Аналогичные тумбы поставлены на углах фасада.

  Главный дом

  Здание занимает доминирующее положение в комплексе усадьбы, расположено на углу квартала. Играет исключительно важную градостроительную роль. Главный (южный) фасад выходит на красную линию Красноармейской улицы, боковой (восточный) – на Советский проспект. Наиболее раннее документальное известие о здании относится к 1844 г., когда им владел купец Д.В. Аленев. Сохранившаяся отделка интерьеров, в основном, принадлежит периоду частичной переделки дома на рубеже XIX - XX вв. при новом хозяине купце М.Л. Чебаевском. Тогда же сделан новый балкон на углу.
  Двухэтажный с антресолями кирпичный оштукатуренный дом выстроен в стиле зрелого классицизма.  «П»-образный в плане объем с двумя боковыми ризалитами со стороны двора на юго-восточном углу акцентирован полуротондой, завершенной купольной кровлей. Создавая чрезвычайно выразительный по пластике объем на углу целого квартала полуротонда выполняет важную роль в композиции самого здания, зрительно разделяя торжественный главный фасад и скромный, выдержанный в другим ритме, боковой фасад.
  Со стороны северного фасада находится крыльцо, лестница которого находится в неудовлетворительном состоянии. Необходимо провести ремонт лестницы со стороны северного фасада здания.
  Фасады дома отличаются редкой для провинциальной архитектуры развитостью и дифференцированностью композиции. Общим для всех фасадов является трактовка первого этажа как цокольного. Он обработан рустом, который утяжеляет его пропорции. Массивные замковые камни проемов также подчеркивают цокольный характер нижнего этажа. Другими объединяющими все фасады мотивами служат междуэтажный и венчающий профилированные штукатурные карнизы. Соффитная часть венчающего Карниза украшена мутулами. В остальном каждый фасад решен индивидуально. Главный фасад с симметричной композицией в пять осей окон наиболее репрезентативен и развит по декоративным формам. Боковые оси выделены слегка выступающими ризалитами, более рельефными на втором этаже, которые завершены треугольными фронтонами. Ризалиты расчленены высокими арочными нишами с ложными балюстрадами под окнами. Заглубленная в толще стены средняя часть фасада на втором этаже обработана двумя парами полуколонн римско-дорического ордера. Центральная ось подчеркнута аттиком-парапетом, возвышающимся над  карнизом. Замечательной особенностью декоративного убранства главного фасада является применение лепных горельефных композиций, не встречающихся на других домах Великого Устюга. В полуротонде проемы второго этажа через одно увенчаны сандриками и замковыми камнями. Сандрики решены в виде многопрофилированных полочек, опирающихся на кронштейны. Плоскость между перемычкой окна и сандриками занята рельефным орнаментом из двух валют. Замковые камни украшены женскими масками. Боковой фасад, выходящий на улицу, наиболее простой по своей композиции. Четыре оси окон симметрично распределены на плоскости. В композицию включены также небольшие антресольные окна. Окна второго этажа акцентированы трехчастным клинчатыми замками. Близко решение другого бокового фасада, выходящего во двор. Однако его ассиметричная композиция дифференцирована в соответствии с разделением на парадную и жилую зоны в интерьере. Оригинально решен северный фасад, отличающийся редкой для дворовых фасадов развитостью композиции. Средняя часть его, сильно отступающая в глубь, симметрична, в три оси. Декор здесь ограничивается замковыми камнями над окнами второго этажа. Боковые ризалиты обработаны полукруглыми ложными окнами с пилястрами в качестве разделительных стоек. Трехчастная композиция второго этажа, образованная двумя парами пилястр и полукруглыми ложным окном.





НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:


Логотип

160000, г. Вологда, ул. Козленская, 8

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на dio.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@cit.gov35.ru